Машиностроение – драйвер индустриализации Казахстана!

Создано: 13.09.2019 | 17:09
Категории: Новости
Машиностроение – драйвер индустриализации Казахстана! Машиностроение – драйвер индустриализации Казахстана!

Форум машиностроителей является крупнейшей диалоговой площадкой государства, отечественного бизнеса, а также иностранных партнеров.

В городе Нур-Султан 12-13 сентября 2019 года состоялся VII Форум машиностроителей Казахстана. Организаторами мероприятия выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Союз машиностроителей Казахстана, генеральным партнером – АО «ФНБ «Самрук-Казына».

Форум машиностроителей является крупнейшей диалоговой площадкой государства, отечественного бизнеса, а также иностранных партнеров. В этом году он прошел под девизом «Машиностроение – драйвер индустриализации Казахстана!».

Машиностроение – одна из немногих отраслей, которая за последние годы смогла адаптироваться к новым экономическим реалиям и выйти на путь устойчивого развития. За годы индустриализации в отрасли было введено порядка 130 новых производств, создано 14 тысяч постоянных рабочих мест. Если по итогам 2018 года рост всей промышленности Казахстана составил 4,1%, то рост объема производства машиностроения за указанный период – 14,1%, или в денежном выражении рекордные 1,1 трлн тенге. По итогам семи месяцев этого года рост объема производства машиностроения достиг 18%.

В ходе пленарного заседания, а также панельных сессий, прошедших в столичном Конгресс-центре «ЭКСПО», обсуждались такие актуальные темы, как стратегические направления развития отрасли в условиях вызовов нового времени, вопросы импортозамещения, стимулирования производства и повышение статуса молодых специалистов. Участники говорили и о новых подходах в условиях цифровизации. Важной темой форума стало обсуждение вопросов путей реализации «Дорожной карты по развитию машиностроения Казахстана на 2019–2024 годы» – стратегического видения развития отрасли на среднесрочную перспективу.

Во время Форума отмечено, что АО «НК «ҚТЖ» обеспечивает активную поддержку отечественных железнодорожных машиностроительных предприятий, заключая с ними долгосрочные договора в рамках программы импортозамещения.

В рамках панельной сессии выступили представители крупных национальных компаний – АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «НК «КазМунайГаз», АО «Самрук-Энегро» и АО «НАК «КазАтомПром». Они также отметили свою приверженность закупкам у отечественных производителей.

В рамках VII Форума машиностроителей Казахстана, состоялось отраслевое секционное заседание по вопросам дальнейшего развития отрасли железнодорожного машиностроения.

В ходе отраслевого секционного заседания акцентировано внимание на вопросах государственной поддержки, нормативно-правового регулирования, локализации производства, технического аудита и другие. По итогам проведения железнодорожной секции в адрес Государственных и уполномоченных органов направлены предложения и рекомендации.

Предложения и рекомендации секционного заседания «Железнодорожное машиностроение» VII Форума машиностроителей Казахстана.

1

Разработать и утвердить механизмы поддержки отечественных машиностроителей и предоставления им приоритетных прав при реализации и сбыте продукции на территории Республики Казахстан.

2

Нужно разъяснить национальным компаниям и внедрить на практике прописанную в Правилах процедуру заключения долгосрочных «off-take» контрактов.

3

В целях повышения эффективности того или иного проекта, на стадии разработки согласовывать его с развитием регионов, с учетом наличия кадров, технических возможностей, инфраструктуры и т.д.

4

Не ухудшать существующие меры государственной поддержки

5

Понятные правила в долгосрочных контрактах. При исполнении заключенных долгосрочных контрактов установить максимальный процент, на который объем контракта может быть снижен. В России это 10 %, а у нас объемы снижают до 75 %. При таком разбеге невозможно планировать производство

6

Необходимо ввести институт инспекторов-приемщиков, клеймо которых признавалось бы на всем пространстве СНГ и стран Балтии.

7

Необходимо иметь собственную легальную конструкторско-технологическую документацию на вагоны, чтобы не зависеть от наших отношений с той или иной страной - собственницей чертежей

8

Снизить базовую ставку фондирования для всех экспортных сделок, или, по крайней мере, для приоритетных секторов экономики, где государство желает видеть реальное развитие экспорта (такие, как железнодорожное машиностроение, электроника, авиация, цифровые технологии и т.д.)

9

Обеспечить фондирование экспортных сделок в рамках целевых трансфертов из Республиканского бюджета по минимальной (вплоть до нулевой) ставке, а также снизить плановую маржу банковских и страховых компаний, участвующих в данных сделках с казахстанской стороны

10

Изменения в сфере технического регулирования, обуславливающие необходимость повторного подтверждения соответствия оборудования, подлежащего сертификации в рамках законодательства Таможенного союза. Максимально сократить перечень оборудования и компонентов, введенных в перечень обязательной сертификации соответствия российской стороной в рамках работы над техническими регламентами Таможенного союза, либо предусмотреть внутригосударственные механизмы исключения / ослабления данных требований

11

Целенаправленное стимулирование высокотехнологичных секторов производства для существенней локализации производства в Казахстане путем трансферта технологий и проведения НИОКР

12

Внести изменения в нормативно-правовые документы по запрету рельс бывшие в употреблении при проектировании, строительстве и реконструкции подъездных путей в целях предотвращения аврийных сходов с путей делезнодорожного состава.

13

Пересмотреть условия инструментов АО "Экспортная страховая компания "KazakhExport" по продвижению казахстанских производителей несырьевых товаров и поставщиков услуг на внешних рынках, в части предоставления льготного кредитования с отсрочкой платежа по контракту (срок, процентная ставка, максимальная сумма кредита и др.).

14

Исключить из программ, правил механизма кредитования пункты, препятствующие участию субъектов, учредителями которых являются Национальные компании с государственным участием.

15

Внести изменения в в условия получения предэкспертного финансирования, исключающее обязательность наличия в контрактных условиях отсрочки платежа после поставки.

16

Сократить аналитический отчет "Пирамида по поставщикам с пяти уровней до двух, которые установлены налоговыми органами при налоговых проверках.